В скором будущем на околоземной орбите появятся уже несколько космических станций, а в космос можно будет слетать за $100–200 тыс. О перспективах космического туризма «Газете.Ru» рассказал глава московского представительства компании Space Adventures Сергей Костенко. – Компания Space Adventures отправила на орбиту уже четырех туристов: Денниса Тито, Марка Шатлворта, Грегори Олсена и Анюшу Ансари. Пятым в апреле этого года станет Чарльз Симони. Известен ли уже очередной кандидат от Space Adventures? – Следующая полетная возможность у нас появится осенью 2008 года. Предполагается, что на Международную космическую станцию полетит гражданин Америки, мужчина. Это единственное, что я могу сейчас сказать по этому поводу. Вся информация будет анонсирована немного позже. – Анюша Ансари по возвращении с МКС сказала, что хотела бы слетать еще раз и даже с мужем. Тогда Роскосмос как раз и сказал о том, что вакантное место на корабле «Союз» появится осенью 2008 года. Госпожа Ансари поменяла планы, или ее второй полет все же состоится? – Этот вопрос, скорее, к ней. Знаю только, что ее муж ни при каких условиях в космос не собирается. Это – не его. – То есть она сейчас не стоит в очереди на полет? – Нет. – А японец Дайсукэ Эномото? – Он отпал по медицинским показаниям. С ним ситуация такова: как только он доведет свое здоровье до необходимой для космического полета кондиции, его кандидатура будет в очередной раз рассмотрена. То есть если он изъявит желание – почему бы и нет. Для него космос открыт. Вопрос только в здоровье. Других вопросов к нему нет. – Кстати, перед несостоявшимся полетом Эномото появилась информация, что он хотел бы не просто полететь на МКС, но и выйти в открытый космос. Сергей, насколько известно, вы разрабатываете программу выхода в открытый космос непрофессиональных космонавтов. Это действительно реальный проект? – Да, сейчас мы занимаемся разработкой этого абсолютно нового проекта, нового продукта. Правда, когда непрофессиональному космонавту все-таки удастся выйти в открытый космос, сейчас сложно спрогнозировать. Но это будет. Мы прилагаем к этому все усилия. Выход за борт МКС – логическое продолжение полетов. И, конечно, понятно, что такой полет будет стоить дороже, чем просто посещение МКС. – То есть те, кто к вам обращается, действительно говорят, что хотели бы выйти в открытый космос? – Да, конечно. Рынок отреагировал на такое сообщение, и есть люди, заинтересованные в выходе в открытый космос. – Сергей, если уж мы заговорили о деньгах… Это одна из самых щекотливых тем, которую никто и никогда не комментирует. В Роскосмосе всегда приводят примерную сумму в $20 млн за полет. Но недавно глава агентства Анатолий Перминов подтвердил, что вскоре цена возрастет до $21,5 – 25 млн. – Цена поднимается. Дорожает рабочая сила на территории России; материалы, как известно, тоже дорожают; доллар дешевеет, соответственно, цена увеличивается и будет увеличиваться в силу этих факторов. Но вопрос цены, он вообще меньше всего имеет отношение к космическому туризму. В каждом конкретном случае речь идет о конкретно обговоренной стоимости. – И несмотря на это, очередь на полет в космос все же есть? – Я бы назвал это не очередью. Просто количество желающих превышает наши полетные возможности. Ситуация на сегодняшний день такова, что у нас меньше свободных кресел, чем желающих полететь. – А из россиян кто-то уже изъявлял желание полететь, кроме Полонского? (Сергей Полонский, возглавляющий строительную корпорацию, дважды проходил предстартовую подготовку – в 2002 и 2004 годах, но, по данным «Газеты.Ru», сначала готов был заплатить за полет только $8 млн, а потом – $13 млн. Когда переговоры о цене полета зашли в тупик, медики обнаружили, что «рост и вес Полонского превышают установленную норму» – «Газета.Ru»). – Полонский как раз достаточно яркий представитель российских граждан, которые не полетели. Желание изъявляли, но как-то никто до финиша не дошел. Приходили, говорили, даже медкомиссию проходили, получали положительное решение ГМК, но на этом все и заканчивалось. С россиянами пока дело до логического завершения не доходит. – Сергей, но вы ведь не только организуете полеты, вы еще и предлагаете пройти отдельные виды тренировок в Центре подготовки космонавтов в Звездном? – Мы давно этим занимаемся. Полеты на невесомость, центрифуга… Это пользуется определенной популярностью как у мужчин, так и у женщин. – И кроме того, Space Adventures работает над программой суборбитального туризма… – Да, вместе с ЭМЗ им. Мясищева участвуем в создании многоразовой суборбитальной космической системы. С заводом – уже много лет работаем, сейчас подключился Роскосмос. В конце прошлого года закончили первую стадию суборбитального проекта. Сейчас находимся в стадии осмысления – что и как делать дальше. Прорабатываем техническую сторону, ведем работу с инвесторами (они есть, но пока я не могу раскрыть их), идет работа в аспекте лицензирования, сертификации – ведь должна быть мощная правовая база подготовлена. Понятно одно: на рынке этот продукт востребован – сейчас очень много людей готовы заплатить от 100 до 200 тыс. долларов, чтобы полететь в космос. Это даже уже не сотни, а тысячи человек. Только в нашу компанию уже обратились около 200 человек – и это те, кто уже внес депозит за будущий суборбитальный полет. Поэтому мы сейчас думаем над строительством суборбитальных кораблей в расчете на 8–10 мест. По проекту у нас был сначала корабль на троих, потом на пятерых, теперь сориентированы на строительство корабля на большее количество мест. – Откуда будут стартовать суборбитальные корабли, уже ясно? – В идеале рассматривается площадка на территории России – система строится российская, поэтому и первые пробные и регулярные полеты должны происходить на территории России – где, мы еще не конкретизировали. Планировался Жуковский, сейчас мы смотрим на Байконур – все-таки место легендарное и необходимая инфраструктура есть. Впоследствии мы будем рассматривать и вопрос экспорта суборбитальных кораблей. Одно из направлений деятельности компании – развитие космопортов в Объединенных Арабских Эмиратах и Сингапуре. Планируется в будущем старты осуществлять с территории этих космопортов. – Сергей, а как вы смотрите на проект Bigelow Aerospace по созданию космических отелей? – Очень перспективное направление. Одна проблема на сегодняшний день – на чем летать. Количество пусков строго лимитировано. Если брать перспективу на ближайшие 3–5 лет, то – нового корабля не будет, программа шаттлов в 2010 году закрывается, остаются только трехместные «Союзы». Вот это слабое звено в программе космических отелей. А так идея – великолепная. Конечно, рано или поздно это все будет строиться. Понятно, что будет не одна станция на орбите летать. Наверняка станций будет много. Источник:www.gazeta.ru Фото:gettyimages.com
|